------

Иконописная мастерская во имя прп. Алипия Печерского, иконописца

В августе 2022 года на Санкт-Петербургском подворье Валаамского монастыря была открыта иконописная мастерская.

Руководитель: Анна Викторовна Шешина
выпускница Иконописной Школы Гирвеля Ростислава Мартиновича

Образование: Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха. В 2012 году окончила с отличием по специальности «Дизайн» (в области культуры и искусства). СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Окончила с отличием в 2019 году по специальности "Художник-реставратор".

+7 (911) 720-51-43

Учебная программа иконописной мастерской

Обучение в иконописной школе построено по уникальной авторской методике иконописца, профессора Гирвеля Ростислава Мартиновича.

Дети и взрослые без художественного образования обучаются по одной программе. Уникальность методики в том, что человек учится не копировать, а именно творить новую икону, как духовный образ. Цель методики – выйти к передаче Фаворского Света в иконе. Процесс обучения объединяет в себе творчество и процесс воцерковления.

Обучение рассчитано на несколько лет и проходит поэтапно.

1-й этап (полгода – год)

Цель первого этапа – раскрыть способности ученика, научить творчески мыслить и фантазировать. Ставится задача научиться композиционно организовывать пространство листа, устанавливать и соотносить пропорциональные отношения. Через личное погружение «вживание» во внутреннюю глубину изображаемого объекта и внешний характер ученик постепенно выходит к понятию «образ». На первом этапе ученик создает образ зверя (лев, бык), птицы (орел) и человека (ангел).

2-й этап (полтора – два года)

Цель второго этапа – научиться принципам иконописного канона.

Ученик работает над первой иконой – «Чудо Георгия о змие». Изучаются иконописная терминология, основы композиции, ведется работа с эскизом и рисунком. Для творческого осмысления будущей иконы ученику предлагается к рассмотрению и анализу изобразительный ряд аналогий византийского и древнерусского периода. Рисунок выполняется в начале в карандаше, затем – темперными красками. В процессе обучения ученики сами изготавливают темперные краски, перетирая пигменты и смешивая их с яичной эмульсией.

3-й этап

Цель третьего этапа – научиться писать лик. На этом этапе учеником ведется личная духовная работа погружения в образ изображаемого святого через изучение литературной характеристики святого и молитву. Раскрывается понимание, чем икона отличается от портрета и академической картины. Усваиваются основные принципы живописи иконы – цвет и свет, изучаются техники личного письма – санкирный и безсанкирный способ. По написании нескольких оплечных образов, выполняется образ святого в рост (житийная икона), икона Праздника и Деисус.

Процесс обучения

Обучение в иконописной мастерской – это творческий процесс одновременный с процессом воцерковления.

Многие ученики взрослой группы стараются прийти заранее, чтобы помолиться на вечернем богослужении, поклониться святым у мощевика-ковчега и икон.

Каждое занятие в мастерской начинается с совместного пения молитвы «Царю Небесный» и оканчивается молитвой «Достойно есть».

На втором этапе ученики иконописной мастерской перешли к выполнению иконописного рисунка в карандаше к иконе «Чудо Георгия о змие». За ориентир была взята Новгородская икона конца 14 века из собрания Государственного Русского Музея – «Чудо Георгия о змие».

Результат творческой деятельности мастерской с сентября 2022 года по июнь 2023 года был представлен на первой отчетной выставке, состоявшейся на территории подворья. Выставка вызвала большой интерес у прихожан, оставивших свои добрые и теплые пожелания в «Книге отзывов».

После летних каникул, с сентября по декабрь 2023 года учащимися велась работа над иконой «Чудо Георгия о змие». 7 человек взрослой группы писали икону по самостоятельно грунтованной доске (оргалит на подрамнике). 4 человека взрослой группы завершают работу над рисунком к иконе. Вновь пришедшие 5 человек взрослой группы работают над рисунками символов Евангелистов.

Работа на доске 30 х 40 см ведется в древней технике яичной темперы. Учениками освоен прием перевода иконописного рисунка на доску и принцип творения иконописных темперных красок путем перетирания в керамической ступке пестиком пигментов на желтковой эмульсии. Идет работа первого этапа написания иконы – роскрышь. Некоторыми учениками уже начат этап разработки санкирным способа личного письма. Постепенно осваивается иконописная терминология и правила иконописания.

Расписание занятий

Занятия проходят один раз в неделю:

Взрослая группа (возраст не ограничен) – вторник, с 19.00 до 21.00.

События по теме