Подвижники подворья, претерпевшие мученическую кончину в годину безбожных гонений
Об авторе статьи
Алина Владимировна Ярцева – главный библиотекарь отдела эстампов Российской Национальной Библиотеки, автор статей, докладов, электронных выставок по разным темам. В 2022 году в свет вышла книга А. В. Ярцевой "Санкт-Петербургское подворье Успенского Староладожского монастыря и церковь Казанской иконы Божией Матери, 1901 - 1935: исторический очерк", посвященная истории церкви Казанской иконы Божией Матери, ныне – Санкт-Петербургскому подворью Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Изученные автором исторические документы и архивные материалы позволили раскрыть множество интересных фактов о том, как была организована приходская жизнь на подворье. Отдельные главы книги посвящены изложению биографий его насельниц, священнослужителей и мирян.
Хронологически больший период истории Казанского храма в первой половине XX в. – восемнадцать лет, с 1917 г. до закрытия в 1935 г., – пришелся на время гонений на Русскую Православную Церковь. В сентябре 1919 г. церковь петроградского подворья Староладожского Успенского женского монастыря стала приходской, но монахини и послушницы по прежнему проживали в корпусах подворья и сохраняли монашеский уклад жизни. Сестры несли церковные послушания, а также работали как швеи, образовав трудовую общину.
В конце 1920 х гг. часть насельниц примкнула к иосифлянскому течению, представители которого отделились от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Иосифлянки перестали посещать Казанскую церковь, а на подворье собирались для молитвы в келье рясофорной послушницы Марии Бароновой. Дочь крестьян из деревни Замошье Новоладожского уезда Санкт Петербургской губернии, родившаяся в 1888 г., она поступила послушницей в Успенский Староладожский монастырь около 1908 г., а на петроградское монастырское подворье была переведена не раньше 1917 г.
В ночь с 17 на 18 февраля 1932 г., когда в Ленинграде арестовали около пятисот человек, преимущественно монашествующих, среди них оказалась и послушница Мария Баронова. На допросе она говорила о том, что люди не должны изменять православной вере, что борьба с властью антихриста ведется словом Божиим. Постановлением выездной сессии Коллегии ОГПУ от 22 марта 1932 г. послушница Мария Баронова была выслана из Ленинграда на три года. Местом ссылки для нее стал Казахстан; там, в городе Чимкенте, ее вновь арестовали 10 сентября 1937 г. Она проходила по тому же групповому следственному делу, что и преподобномученик иеромонах Гавриил (Владимиров), и 19 ноября 1937 г. была приговорена к расстрелу.
1 сентября 1937 г. арестовали псаломщицу Сретенской церкви села Вороново Шахновского сельсовета Пашского района Ленинградской области монахиню Тамару (Михайлову). В миру – Параскева Петровна Михайлова, она родилась в 1871 г. в городе Шлиссельбурге Санкт Петербургской губернии в мещанской семье и в 1884 г. поступила в Успенский Староладожский монастырь. В 1908 г. она была определена послушницей, а в 1910 1915 гг. проходила клиросное послушание с отправлением чреды чтения при богослужениях и заведовала церковным уставом на монастырском подворье в Санкт Петербурге – Петрограде.
В селе Вороново монахиня Тамара жила приблизительно с 1929 г., уже после закрытия Староладожского монастыря. По групповому следственному делу вместе с ней обвинялись еще десять жителей Пашского района: миряне, а также священник. Особая Тройка УНКВД ЛО приговорила монахиню Тамару (Михайлову) к расстрелу, и 4 октября 1937 г. приговор был приведен в исполнение.
В 1930 х гг. церковная жизнь требовала самоотверженности не только от монашествующих, миряне также становились на исповеднический путь. Прихожанин Казанской церкви Староладожского подворья Герасим Федорович Гогов, родившийся в 1882 г. в крестьянской семье в деревне Шепельки Чупровской волости Невельского уезда Витебской губернии, перебрался на жительство в Санкт Петербург в 1907 г. До Октябрьской революции он был рабочим, затем воевал в рядах Красной Армии, побывал в плену. Возвратившись в Ленинград, он жил на Нарвском пр., д. 17, кв. 15 и работал на заводе «Красный Треугольник», на складе галош.
Летом 1935 г. ВЦИК, несмотря на протест прихожан, утвердил решение Президиума Ленинградского облисполкома о ликвидации Казанской церкви, которая была закрыта 7 октября 1935 г. Спустя год, 11 октября 1936 г., работники «Красного Треугольника» – члены ВКП(б) написали заявление, повествующее о многолетней «контрреволюционной деятельности» Г.Ф. Гогова, которого характеризовали как «юродивого». 31 октября 1936 г. рабочего грузчика арестовали. Его допрашивали четыре раза, дважды проводили очные ставки, выслушали семь свидетелей. Начиная с третьего допроса, Г. Ф. Гогов стал подписывать нужные следствию «правдивые показания», однако при этом он не назвал ни одного имени и не оклеветал ни одного человека. 19 декабря 1936 г. Спецколлегия Ленинградского областного суда слушала его дело в закрытом заседании. Выступая на суде, Г. Ф. Гогов говорил о том, что его воспитала Православная Церковь, что без Церкви он жить не может. В тот день его приговорили к тюремному заключению сроком на семь лет, с последующим поражением в правах на пять лет.
Эти тремя именами мартиролог Казанской церкви не ограничивается. В ночь с 17 на 18 февраля 1932 г. на бывшем Староладожском подворье арестовали в общей сложности двадцать насельниц. В отношении одной из сестер дело прекратили, но остальные, как и послушница Мария Баронова, были высланы из Ленинграда: заведующая подворьем монахиня Таисия (Иудина), монахини Алевтина (Майорова), Анатолия (Гурина), Антония (Трефилова), Гавриила (Дмитриева), Евгения (Мосина), Евпраксия (Гребцова), Евфалия (Григорьева), Макария (Ионова), Максимила (Куликова), Милица (Рябинина), Рафаила (Калугина), Серафима (Конкордина) и Сергия (Введенская), послушницы Параскева Архипова, Лидия Ефимова, Анастасия Мосина и Александра Трефилова.
Через два месяца, в ночь с 17 на 18 апреля 1932 г., в Ленинграде арестовали Наталью Францевну Стерлигову – секретаря «двадцатки» Казанской церкви; она проходила по групповому следственному делу членов «нелегальных монашеских общежитий» и была выслана в Казахстан. Тогда же были арестованы и высланы монахиня Елизавета (Шишелева) и послушница Ольга Сорокина, перешедшие в Воскресенский (Новодевичий) монастырь.
Священнослужители, некогда входившие в причт Казанской церкви, в 1930 х гг. тоже подвергались арестам. Некоторые из них оказались в заключении или в ссылке (священник Гавриил Веселовский, протоиерей Григорий Лебедев, протоиерей Арсений Росляков), а некоторым была суждена исповедническая кончина. Последнего настоятеля Казанской церкви, протоиерея Михаила Долотова, расстреляли в 1937 г.; в том же году были расстреляны священник Василий Тарасов и уклонившийся в обновленчество протопресвитер Николай Сыренский, а в 1938 г. – диакон Феодор Бенедиктов и священник Иоанн Гриднев.