
Валаамская икона Божией Матери
День празднования иконы: 14 июля
Валаамская икона Божией Матери была обретена чудесным образом на Валааме 14 июля 1897 года.
Тогда же были засвидетельствованы первые исцеления по молитвам перед Валаамской иконой. Сегодня к ней с верой притекают тысячи людей, надеющихся на помощь Царицы Небесной и получают просимое.
В Валаамском образе Божией Матери слились воедино особенности многих прославленных икон Богоматери. Но, пожалуй, более всего, по своему глубокому молитвенному покою, монументальности и величественности облика Валаамская икона близка образу Божией Матери «Игумения Святой Горы Афонской». Это сходство не случайно – в XIX веке за Валаамским монастырем прочно утвердилась слава «Северного Афона».
Валаамская икона Божией Матери стала одним из трех образов Пресвятой Богородицы (в этом же ряду — Порт-Артурская и Державная), которые были явлены в России в царствование императора Николая II, незадолго до начала гонений на веру и Церковь.
Валаамский образ Богоматери был написан в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (в миру — Алексеем Константиновым). Отец Алипий создавал образ Игумении «Северного Афона» в то время, когда в церкви читали акафист Пресвятой Богородице. «Первостатейному художнику и иконописцу», «валаамскому Рафаэлю», как называли его современники, было тогда 26 лет.
Почитание Валаамской иконы началось по указанию Самой Царицы Небесной. Убранная в свое время в кладовую ризницы икона была обретена чудесным образом на Валааме в 1897 году. Незадолго до этого по молитве перед ней получила исцеление от тяжкого недуга благочестивая паломница из Санкт-Петербурга Наталья Андреевна Андреева.
Почти 12 лет Наталья страдала ревматизмом рук и ног и, как она рассказывала, «рукава сама не могла надеть, на лестницу другой раз входила на коленях». В 1887 году по указанию, данному ей в сонном видении Божией Матерью, она отправилась на поклонение преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам. На Валааме в церкви Успения Божией Матери она увидела явленную ей во сне икону Богородицы. Получив облегчение в болезни, Наталья дала обещание вновь приехать на Валаам.
Прошло девять лет, и в 1896 году во сне ей вновь явилась Божия Матерь — с укором за невыполненное обещание. Наталья тут же отправилась на Валаам, но икону там уже не нашла, и никто из братии не мог сказать, где она находится. Однако во сне Наталье было указано, что образ находится в ризнице церкви святителя Николая Чудотворца, там его и обрели.
Вот что рассказала сама Наталья Андреевна в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемой "Валаамская"» (записано валаамскими монахами в июле 1898 года): «От великой радости, что наконец нашла я образ являвшейся мне Царицы Небесной, у меня дыхание захватывало и слезы градом катились не переставая. Горячо я возблагодарила Господа за несказанную Его милость! Мне налили святой воды в бутылку. Как напилась я святой воды, сразу почувствовала, что силы ко мне возвращаются. Взяв масла из лампадки я, вернувшись к себе, помазала руки и ноги; боль и ломота стихли, и за столько лет я в первый раз заснула спокойно. Через неделю я могла уже ходить без палки. Возблагодарив от всей души и от всего сердца милосердную Царицу Небесную за Ее чудо, проявленное на мне, недостойной, я вернулась в Петербург. И вот стала я все поправляться и без всяких лекарств; к Пасхе была уже совсем здорова».
Икона пребывала в обители на Валааме до марта 1940 года, когда иноки, вынужденные покинуть остров, перенесли образ в основанный ими на территории Финляндии Ново-Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.
В России на Валааме остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный валаамскими иконописцами в 1900 году.
В Казанском храме Валаамского подворья в Санкт-Петербурге находится список Валаамской иконы с образами преподобных Сергия и Германа в клеймах, написанный в 1997 году Юлией Боголюбовой.