Монастырские подворья – это особый вид городских храмов, где бережно хранятся монастырские традиции богослужения и благочестия. Необходимость связи монастырей с городами была всегда, даже в те времена, когда египетские пустынники приносили в ближайшие поселения для продажи сплетенные ими корзины. С ростом городов возрастала и потребность монашеских общин в связи с цивилизацией. В разные времена русской истории место монастыря по отношению к городу было различно. В Киевской Руси – монастырь при городе (Киево-Печерская Лавра), в Московской – наряду с обителями городскими характерен опыт монастыря вдали от города (Троице-Сергиева Лавра).
В синодальный период, несмотря на официально господствовавшее умаление роли монастырей в духовной культуре, возродилось и расцвело множество обителей, как вдали городов, так и в самих городах.
В Петербурге, при малом количестве собственно монастырей было огромное количество монастырских подворий. Роль их в городской жизни была весьма значительна как в бытовом плане (предоставляя горожанам возможность проявить свою благотворительность по отношению к отдаленному монастырю), так и в духовном, через возможность приобщения жителей города к монашескому богослужению.
Монастырское подворье в большом городе и сегодня остается необходимой артерией, связывающей монастырь с миром. «Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Существование монастыря посреди современного мегаполиса это и чудо, и особый подвиг, и жизненная необходимость. Благодаря существованию монастырских подворий в современных городских условиях, жители городов могут приобщиться полноте и красоте монастырских богослужений, в тишине и благоговейной атмосфере отрешиться от ежедневной суеты и побыть наедине с Богом. Для современного же монаха служение в городе – испытание его духовного мужества, поскольку здесь он – как солдат на передовой – среди мирских страстей, городского шума и суеты должен хранить чистоту своего монашеского призвания, неся в мир свет Христов.
И сегодня монастырское подворье в Санкт-Петербурге – это неотделимая часть Валаамского монастыря, часть единого монашеского братства, руководимого одним игуменом. Монашеские послушания здесь те же, что и в самом монастыре – благочинного, ризничного, келаря, клирошанина (чтеца и певчего), просфорное, свечное и др. Начальника подворья назначает игумен монастыря. Помимо обычных обязанностей – ежедневного богослужения в храме и молитвенного келейного правила, на братии подворья лежит много других обязательств, ведь через подворье обеспечивается хозяйственная и экономическая связь монастыря с городом.